МУНИЦИПАЛИТЕТЫ НАДЕЛЯЮТСЯ ПРАВОМ
В отделе Россреестра по Аургазинскому району рассказали о наделении муниципалитетов правом проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости
29 июня 2021 вступил в силу закон-№518-ФЗ от 30.12.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому муниципалитеты наделяются правом проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
О том, для чего был принят данный закон, а также о том, как ведется эта работа, рассказывает начальник межмуниципального отдела по Аургазинскому и Гафурийскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан Афанасьева Алёна Викторовна.
- Расскажите, что подразумевает собой поиск правообладателей ранее учтенной недвижимости?
- Данный закон подразумевает собой поиск правообладателей недвижимости, которые оформляли свои права на них в «старом порядке», до 1998 года. Их права признаются юридическими действительными, но проблема заключается в том, что информация о таких объектах не содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), т.е. в той базе, которую в настоящий момент ведет Росреестр и в которой отражаются все актуальные сведения об объектах недвижимости и об их собственниках.
Таким образом, в рамках этой работы параллельно будет осуществляться инвентаризация (осмотр) самих ранее учтенных объектов на местности, чтобы уполномоченные лица могли убедиться, что такие объекты не снесены, и также будет осуществляться поиск данных об их владельцах.
Это очень серьезная и масштабная работа, которая затронет каждый муниципальный район и городской округ Башкортостана. Также такая работа будет проводиться в каждом субъекте РФ.
- Зачем вообще необходимо проводить эту работу?
- Практическая реализация положений закона во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов правообладателей ранее учтенной недвижимости. Полнота данных ЕГРН существенным образом оказывают влияние на инвестиционную, экономическую и социальную повестку регионов.
- Скажите, пожалуйста, кто будет заниматься выявлением правообладателей?
- Выявлением правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости будут заниматься органы местного самоуправления (ОМС). Они будут обращаться к своим архивам, получать соответствующую информацию у других органов публичной власти (органы внутренних дел, органы ЗАГС, налоговые органы, пенсионный фонд, нотариусы, БТИ). Они же будут направлять сведения о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН в Росреестр.
С органами местного самоуправления Управлением Росреестра по РБ уже организована работа по сопоставлению перечней ранее учтенных объектов недвижимости. Общее их количество – порядка 560 тысяч, в том числе помещения, здания, сооружения, земельные участки.
- Как будет выглядеть схема работы выявления правообладателей?
1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости. Специально созданной комиссией при органе местного самоуправления проводится анализ сведений, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления, в том числе архивных, направление запросов в органы власти, организации.
2 этап: По итогам мероприятий и сбора информации орган местного самоуправления готовит проект решения о выявлении правообладателя, размещает его на сайте муниципального образования и направляет копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя лично, или заказным письмом.
Такой проект не подготавливается, если ответы на запросы содержат противоречивую информацию или если объект прекратил свое существование. В случае если объект прекратил свое существование и владелец его не установлен, то ОМС самостоятельно может снять такой объект с учета (ранее действовала сложная процедура, связанная с подготовкой акта обследования);
3 этап: Органом местного самоуправления принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, если в течение 45 дней не поступят возражения.
4 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН. В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя муниципалитет направляет в Росреестр: заявления о внесении в ЕГРН одновременно сведений о ранее учтенном объекте и о правообладателе, либо заявление о внесении в ЕГРН только сведений о правообладателе, если сведения об объекте (кадастровый/условный номер) имеются в ЕГРН.
- Каким образом это затронет самих граждан? Нужно будет присутствовать при осмотре ранее учтенного объекта, понадобится ли уплачивать какие-то сборы, пошлины?
- Фактически эта работа не затронет владельцев ранее учтенной недвижимости. Все осмотры объектов муниципалитеты будут производить самостоятельно, присутствие владельцев не обязательно. Если гражданин получит проект решения о выявлении его, как правообладателя конкретного объекта недвижимости, то он вправе направить возражение в течение 45 дней. Также хочу обратить внимание на один очень важный момент. Без личного участия собственника – право в новом порядке за него никто не зарегистрирует. Сведения о правообладателях ранее учтенного объекта недвижимости, которые направляет муниципалитет в Росреестр, вносятся только в один из подразделов базы. Для того чтобы зарегистрировать права, собственнику самому необходимо будет обратиться в МФЦ с приложением правоустанавливающего документа на объект недвижимости. При этом с января 2021 года он может не уплачивать за регистрацию ранее возникшего права госпошлину. Таким образом, для собственника вся эта процедура будет совершенно бесплатна.
- Что касается налогообложения. Придется платить больше?
Вовсе нет. Как правило, данные о собственниках, которые зарегистрировали свои права надлежащим образом в «старом» порядке, уже давно переданы в налоговую службу и они исправно платят налоги и никаких увеличений для них в связи с проводимой работой по наполнению ЕГРН недостающими сведениями не будет. Возможно, в процессе работы комиссий будут выявляться какие-то моменты, они будут уточняться и те владельцы, которые по каким-то причинам «выпали» из налогового оборота, будут включены в него, что весьма справедливо.
- Какие конкретно сложности могут быть у гражданина, если данные о нем как о собственнике не внесены в реестр, хоть ранее он все оформил надлежащим образом? Вроде бы закон он не нарушает?
Как мы уж говорили, ранее возникшие права признаются юридически действительными. Но собственники таких объектов могут столкнуться с некоторыми трудностями. К примеру, к нам регулярно поступают вопросы: «Я оформил недвижимость в 1996 году, зарегистрировался в Личном кабинете правообладателя на портале Росреестра, а информации по моей квартире там нет». Потому и нет, что информация о собственнике объекта в ЕГРН не внесена и это можно сделать самостоятельно и бесплатно, обратившись в МФЦ.
К тому же, Росреестр выгружает данные об объектах недвижимости и их собственниках в другие органы и организации: в УФНС, в структуры ЖКХ и т.д., и иногда отсутствие сведений о собственниках может стать проблемой, например, когда органом власти будет решаться вопрос о выкупе земельных участков, в случае принятия решения об их изъятии для государственных нужд (пример, для строительства дороги и т.д.). Так что рекомендуем всем собственникам, чьи права были оформлены надлежащим образом до 31.01.1998 года, самостоятельно обращаться в МФЦ или другим удобным способом и бесплатно регистрировать свои права для внесения данных о вас как собственниках в ЕГРН.
Присоединяйтесь к обсуждению в нашей группе ВКонтакте
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.