Меню
16+

Электронная газета Аургазинского района «Аургазета» — новости, анонсы, объявления

13.12.2021 12:24 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ ПРИВЫЧНЕЕ И УДОБНЕЕ

Об учителе русского языка и литературы Зиле Ахметовой села Тряпино написали в газете «Республика Башкортостан»

Учителем надо родиться

Быть педагогом — значит, следить за каждым своим словом, считает Зиля Ахметова

Сельские школы республики в прошлом году приняли 55 педагогов по программе «Земский учитель». По условиям программы специалист, согласившийся переехать и пять лет проработать учителем в малом населенном пункте, получает миллион рублей.

Потрачены эти деньги могут быть на любые цели — как правило, на них приобретается жилье. А вот учитель русского языка и литературы Зиля Ахметова, в нынешнем году сменившая уфимский колледж на среднюю школу села Тряпино Аургазинского района, поступила нестандартно. Пятую часть полученного по программе капитала она вложила в благоустройство школьного кабинета.

В Иглино стало тесно


— Детей у нас немного: молодежь часто уезжает в город, и основное население уже в возрасте, — рассказала заведующая филиалом средней школы в Тряпино Ирина Трофимова. — Некоторым педагогам приходится работать по совместительству — ездят из села в село. Поэтому, когда наша учительница русского и литературы, проработавшая 35 лет, засобиралась на пенсию, мы сразу же подали заявку на нового педагога.


Зиля Ахметова жила с семьей в Иглино, но работы там для нее не было, преподавала в колледже в Уфе. Ездить далеко, пробки, да и жизнь в этом селе в последнее время перестала устраивать.


— Раньше у нас в Иглино была всего одна улица, а вокруг — поля, пастбище, — вспоминает учительница. — Но в последние годы все вокруг застроили, стало некомфортно: некуда коз выпустить, негде сено заготовить. А у нас хозяйство, мясом и молочным обеспечиваем и себя, и детей, сама кумыс делаю. Тогда у нас с мужем и появилась задумка уехать в какую-нибудь деревню, где попросторнее.


Кто-то из коллег дал совет податься в земские учителя. В 2021 году учитель подала документы на конкурс, хотя и не верила в успех: ей в мае уже 50 исполнилось. Но вскоре позвонили из министерства и предложили выбрать один из семи районов. Оказалось, что педагог набрала высокие баллы. Посмотрели они с мужем на карту и выбрали район поближе к Уфе.

Муж, пенсионер-железнодорожник, работает в Уфе, взрослая дочь осталась в Иглино. На новое место Зиля Тангатаровна выехала одна за рулем семейного авто, да и заплутала по дороге: в итоге вместо обещанных 56 километров проехала все 90. Расстроилась, что так далеко ее занесло.


— Было страшновато: куда еду, зачем? Как меня встретят? — вспоминает педагог.


Встретили ее со всей душой, поддержали как могли — и заведующая школой, и глава сельского поселения Ирина Захарова. Заведующая обошла всю деревню, но нашла теплый дом с газовым отоплением и подходящим двором: ведь новая учительница собиралась перевезти сюда все хозяйство — коз, кур, гусей, уток.

Заветам бабушки верна

Увидела Зиля Ахметова старый школьный кабинет еще советских времен и сразу взялась за ремонт. На свои деньги обновила стены, потолок, купила жалюзи на окна, ноутбук, проектор. Даже парты новые, современные и удобные, привезла из Уфы. Ремонт помогали делать школьные коллеги — заведующая, учитель технологии Андриян Григорьев, техничка, повар. Обошлось это все примерно в 200 тысяч рублей.


— Для меня это дело обыкновенное: где бы я ни работала, всегда первым делом привожу в порядок кабинет, — пожимает плечами учительница. — В городских школах, конечно, меньше затрат, там на ремонт часто сами родители скидываются.


В деревне так не принято. Да мне и совесть не позволила: получила миллион, да еще денег просить?

Проектор педагог считает необходимой вещью для обучения современных детей, ведь их надо заинтересовать.


— В колледже я уже с 2008 года работала на уроках с проектором и смарт-доской — мы тогда грант выиграли и купили. А здесь, в деревне, многие дети до сих пор в глаза такой техники не видели. Разве это справедливо? — сетует она.


Такому отношению к детям и к своей работе ее научила бабушка. Детство у Зили было непростое: мама умерла рано, отец женился на другой и ушел. Четверых детей — девятилетнюю Зилю и троих ее братьев 11, 7 и 1,8 года взяла на воспитание бабушка.


— Она нам всегда говорила: мое воспитание должно быть таким, чтобы я потом в гробу не переворачивалась от стыда за вас, — вспоминает учительница. — Надеюсь, что стыдиться ей нечего. А вторая бабушка была ярой коммунисткой, ее девизом всегда было «Партия сказала — надо сделать». Мы с мужем до сих пор эту фразу дома говорим, когда нас ждет трудная работа.


Зиля Тангатаровна уверена: учителем не становятся, им рождаются. Сама она определилась с призванием в раннем детстве, и бабушка горячо поддержала. В 10 лет девочка уже пыталась «учить» всех, кто под руку попадется: и братьев, и соседских детей, и даже цыплят.


— Быть учителем — непростая работа: ты всегда на виду, обязана следить за каждым своим словом, — делится мыслями педагог. — Дети ведь все запоминают и воспринимают как истину. Это большая ответственность.


Деревня больше по душе


— Я — человек деревенский, — признается Зиля Ахметова. — И жизнь в деревне для меня привычнее, удобнее. Да и работать мне здесь легче, дети все же отличаются от городских.


Чем отличаются? Она объясняет: здесь учитель пользуется большим авторитетом, его уважают, ему доверяют. Все дети обеспечены примерно одинаково, одеваются в одних и тех же магазинах — поэтому все равны, никто не выделяется супермодной одеждой или папиной «крутой» машиной. Да и классы меньше, больше внимания удается уделить каждому. Если в городском классе не редкость 30 — 36 человек, то здесь во всей школе учится 61 ребенок.

Постоянное «сидение» в смартфонах — тоже беда исключительно городская. В городской школе телефон школьнику необходим: больше расстояния, опаснее жизнь. В деревне же в нем нет нужды, все рядом, в школьном автобусе они под присмотром. Поэтому приносить их на уроки русского языка и литературы детям не разрешается.

Зиля Тангатаровна называет еще один плюс сельской школы, хотя кому-то из педагогов он, возможно, покажется минусом. В деревне не принято привлекать родителей к решению проблем школы, собирать на что-то деньги. Даже если речь идет о подарках учителям.


— Здесь и учителя ничего не просят, и родители не предлагают, — рассказывает педагог. — На День учителя поздравят устно или сообщение в общий чат напишут, и спасибо, что помнят. Считаю, это правильно.


Учитель вспоминает: как-то выпускники подарили ей букет аж за три тысячи рублей. Она удивилась: «Зачем? Лучше бы решебники по ЕГЭ себе купили». Хотя, признается она, в городе гораздо больше возможностей организовывать всякие мероприятия, тематические субботы — можно водить детей в музеи, на выставки, в кино, театры.

Как же Зиля Тангатаровна распорядилась деньгами, оставшимися от полученного по программе миллиона? Это не секрет: они уже купили с мужем дом в Кармаскалинском районе. Переберутся туда жить ближе к пенсии.


— Я сама родом из Баймакского района, муж из Белорецкого, а купленный дом недалеко от трассы расположен, — поделилась она подробностями. — Я всем своим как мама — ко мне тянутся и родные братья, и двоюродные, и муж для своей родни такой же. Всех привечаем, стараемся помочь. Так что будем, как ямская почтовая станция, все к нам будут ездить, — смеется она.


Что ж, учительница через пять лет уедет, а добрая слава о ней останется в деревне надолго, как и обустроенный ею для местных детей класс.


Сергей Цуканов, заместитель главы администрации по социальным вопросам Аургазинского района:

— В этом году по проекту «Земский учитель» конкурсный отбор прошли три учителя. С ними, согласно программе, подписан договор на пять лет.

Должен отметить,в нашем районе в образовании существуют кадровые проблемы. Более 40 процентов наших педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, по отдельным предметам этот показатель достигает 60 — 70 процентов. Через три года при существующей тенденции нам будет недоставать 65 учителей-предметников.

Поэтому привлечение в образовательные учреждения села педагогов — стратегическая задача. В школах района на сегодняшний день востребованы учителя русского и английского языков, химии и биологии. Дети ждут преподавателей физики, математики и информатики.

В последние годы село становится привлекательным местом жительства, поэтому, уверен, в рамках данной программы ежегодно состав учителей района будет пополняться новыми кадрами.


Жанна Миронова
Фото Александра Данилова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

206