Меню
16+

Электронная газета Аургазинского района «Аургазета» — новости, анонсы, объявления

08.05.2019 14:54 Среда
Категории (2):
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

КАК ВОССТАНАВЛИВАЮТ БАШКИРСКИЙ ЛЕС

Республиканское телевидение показало видеосюжет о том, как в Аургазинском районе восстанавливают леса

На восстановление лесов в Башкортостане выделят больше 2 миллиардов рублей. Республика получит средства в рамках нацпроекта «Экология». Согласно майским указам Владимира Путина, федеральные субвенции региону будут выделять в течение ближайших пяти лет. О том, как сейчас в регионе восстанавливают лес и какие деревья сажают на территории Башкирии, — в специальном репортаже Алины Каматовой.

Этим сеянцам сосны всего два года. Маленькие и хрупкие на вид — через десятилетия они превратятся в могучие деревья. Поэтому результат трудов Вадима Хабибова увидят уже его внуки и правнуки. По крайней мере, лесовод очень надеется. В эту профессию он пришёл совсем недавно — работает лишь месяц. Специально приехал в Башкирию из Златоуста, где трудился литейщиком. Мотив его прост и понятен.

Вадим Хабибов, лесовод:

- Это доброе дело, сажать деревья. Хочу быть причастным к этому.

Пожалуй, с такими мыслями в лесной отрасли работает каждый. А вообще, лесники — люди скромные, не привыкшие к вниманию. Они не любят много говорить, но любят и верят в своё дело. Вазир Сагадиев, к примеру, за 34 года работы посадил тысячи деревьев. А вот этот участок особенно ему запомнился. Сосны вдоль трассы высадили ровно 11 лет назад — в мае 2008 года. Укрепляли, таким образом, склон. Сегодня это уже маленький лес в Аургазинском районе — деревья прижились хорошо, рассказывает Вазир Асхатович.

В тот день у Вазира Сагадиева лопнул аппендицит. Но мужчина этого даже не заметил, настолько был поглощён работой. Признаётся, что в другой профессии себя и не представляет. Ещё с малых лет к лесу его приучил дедушка.

Вазир Сагадиев, директор Стерлитамакского лесхоза:

- Если бы заново сейчас пришлось жить, хоть и тяжело в лесном хозяйстве, я бы все равно выбрал эту профессию. Сколько посаженных деревьев! Это твой труд. Это надо посадить дерево и ощутить это счастье. Деревья как маленькие дети.

Лесники часто сравнивают деревья с маленькими детьми. И те, и другие требуют к себе внимания и постоянного ухода. Лес растёт, дышит и даже болеет. В 1979-том году по России прошла целая волна усыхания дубрав. Засуха 72-го сильно ослабила деревья, а в последующие годы зимой были экстремально низкие температуры. Плюс ко всему началось нашествие непарного шелкопряда.

Вазир Сагадиев, директор Стерлитамакского лесхоза:

-Я помню, мы ещё учились в школе. Все деревья остались без листьев и в сентябре-августе листья распустили, и всю зиму стояли в листьях. И плюс ещё в тот год с 78-го на 79-тый были сильные морозы — до -54 градусов. Вот дубы у нас с тех пор болеют. Практически это, наверное, везде по Башкирии. Очень слабо идёт возобновление. И человек, когда болеет воспроизводства нет, и деревья тоже слабые.

Дубы не восстановились до сих пор, сетуют лесники. Но этим могучим деревьям сегодня нашли альтернативу. В республике, к примеру, сажают ясень.

Вазир Сагадиев, директор Стерлитамакского лесхоза:

-Ясень обыкновенный по твердости он не уступает дубу, даже крепче, чем дуб. Его не зря назвали «короч агач», что в переводе значит «железное дерево». Прутик с палец толщиной его невозможно сломать — он такой крепкий. И очень хорошо приживается — были засухи в 2010 году, 11-12-том. И вот в те года посаженный ясень давал 99-100% приживаемости. Это очень большой показатель. Мы даже были удивлены.

У сосны, хоть это дерево и хвойное, уровень приживаемости примерно такой же.

А начинается всё здесь — в шишко-сушилке. Этот агрегат произвели ещё в советское время на территории СССР. В Башкортостане такого больше нет, аппарат электрический и может работать даже в лесу. Несмотря на свои габариты — он передвижной.

Процесс довольно трудоёмкий. Так, со ста килограммов сосновых шишек получается всего килограмм семян. Так что для лесников они на вес золота. Но запасов хватает, говорят специалисты. Наша республика поставляет семена даже в другие регионы — Пермь, Челябинск, Татарстан. Кроме того, около тонны семян хранится в резервном фонде.

В питомниках из таких семян выращивают сеянцы. В первый год за ними ухаживают три раза. А вот это песочно-снежная гора — называется гурт. Своего рода холодильник для саженцев, чтобы они не проросли раньше срока. Деревья в питомниках выращивают самые разные — вот, к примеру, элитная голубая ель. Дерево красивое, но капризное и нежное. По весне оно может получить даже солнечные ожоги.

Моисей Германов:

-Когда снег вот, весеннее солнце сильно греет, от снега отражается и ожог бывает. Потому что зимой спит, а как на солнце нагревается, вот эта нагретая часть отмирает. Везде надо уход. Опрыскивать надо, мелом. Чтобы лучи отражались и ожога не было.

Рядом — плантации пирамидальных тополей. Это тот самый тополь, который не даёт пуха. Особенно пользуется спросом, рассказывают в питомнике. Эти деревья украшают городские улицы, скверы и парки, в том числе и Уфы.

На территории нашей республики больше сотни питомников, где выращивают сосну, ель, лиственницу, липу и другие лесообразующие породы Башкортостана — почти 30 миллионов саженцев в год. Этого хватит, чтобы сохранить баланс вырубки и восстановления леса. То есть, если в прошлом году объём вырубки в регионе составил 13,5 тысяч гектаров, то на такой же площади будут посажены новые деревья, поясняет министр лесного хозяйства республики. Делается это в рамках нацпроекта «Экология», который, согласно майским указам Владимира Путина, должен быть реализован до 2024 года.

Марат Шарафутдинов, министр лесного хозяйства РБ:

-В рамках нацпроекта «Экология» — это федеральный проект сохранения лесов. Мы активно в него включились, отрабатываем. И могу с уверенностью сказать, что на первом этапе мы к отработке по этому проекту готовы. Планы мы эти сделаем. По требованиям федерального проекта, к 2024 году мы должны иметь как раз баланс вырубки и восстановления 100%. Мы и сегодня в принципе этот баланс соблюдаем. Но с учётом того, что мы в неполной мере осваиваем расчетную лесосеку — у нас освоение около 30%, — я даже думаю, что с учётом того, что мы будем увеличивать освоение «расчётки», баланс мы этот всё равно сделаем.

Рубят в республике так называемый «спелый» лес. То есть, если аграрии собирают урожай через несколько месяцев, после посевных работ, то лесники — через несколько десятилетий. Только тогда, когда деревья прекращают свои жизненные функции и переходят в стадию отмирания.

Эдуард Талипов, начальник отдела арендных отношений и землепользования министерства лесного хозяйства РБ:

- На этом участке в прошлом году провели сплошную рубку лесных насаждений. Древесину заготавливало местное население на дрова. Здесь договора ещё действуют. Сейчас порубочные остатки сложены в кучу. Они в не пожароопасный сезон будут сожжены. А осенью этого года на данном участке будет подготовлена почва под посадку лесных культур. И уже на следующий год здесь будет проведена посадка леса. Те леса, которые были вырублены — подлежат восстановлению. То есть, мы рубим и одновременно сажаем. Это лес, который поспел, его нужно рубить. Здесь будут посажены как хвойные породы, так и лиственные. Ориентировочно 3 га.

Такая рубка нужна ещё и для соблюдения санитарных норм. Старые деревья начинают болеть, соответственно, болеет и лес, поясняют эксперты. На этом участке, например, уже выросли сосны, лиственницы и ясень.

Кроме того, с 1 января вступил в силу закон о компенсационном лесовосстановлении. То есть те предприятия, которые занимаются вырубкой древесины для строительства ЛЭП, трубопроводов и дорог, должны посадить столько же деревьев, сколько срубили. Отдельная история с арендаторами лесных насаждений, говорят представители Минлесхоза.

Марат Шарафутдинов, министр лесного хозяйства РБ:

- Много вопросов возникает к арендаторам. Да, есть у нас проблемные арендаторы. В этом году мы подаём иски и на расторжение договоров из-за того, что они не выполняют в полной мере объемы лесовосстановления в рамках договоров. Беда арендаторов в чем, они сегодня лес сажают. Мы, все-таки, под присмотром заставляем. Потому что после всех этих посадок наши лесничие проходят все эти участки, на которых были проведены все эти лесовосстановительные работы. И проводят так называемую техническую приёмку. То есть, сколько посажено, каких пород, соответствует ли проекту лесовосстановления и т.д. Без этого мы эти посадки не принимаем.

Всё дело в должном уходе. К примеру, полноценный сосновый лес вырастет только тогда, когда за этими деревьями будут ухаживать непрерывно в течение 6 лет. Сейчас в Минлесхозе республики составляют специальную «дорожную карту». Арендаторов будут заставлять доводить дело до конца, то есть, чтобы участки с посаженными деревьями соответствовали всем необходимым критериям. Проверять, добросовестно ли выполнены работы, станут не только сотрудники министерства, но и Рослесхознадзора. На это и делают основной упор во время лесовосстановительных мероприятий.

Это Аругазинский район. Старые, больные деревья на этом участке срубили. И теперь вручную сажают новый лес — сосну и ясень. Вообще, работа эта на века, говорят лесники. К примеру, здесь «урожай» «спелого» леса соберут через 70-80 лет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29