Меню
16+

Электронная газета Аургазинского района «Аургазета» — новости, анонсы, объявления

07.02.2018 09:28 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЛЮБОВЬ, ПОХОЖАЯ НА СМЕРТЬ

Ученые обнаружили сенсационную находку в Аургазинском районе Башкирии

Уфимские археологи нашли могилу древних «Ромео» и «Джульетты». Почему жители Башкирии, достигшие такого уровня цивилизации, что уже проводили операции, могли убить своих соплеменников

На территории Башкирии в 35 километрах от села Толбазы Аургазинского района нашли парное захоронение: скелеты двух обнявшихся людей, повернутых лицами друг к другу. Останки датированы XVIII веком до нашей эры. Археологи окрестили найденных «Ромео» и «Джульеттой». О важности находки «влюбленных» и других останков РП поговорила с участниками экспедиции, кандидатами исторических наук Николаем Щербаковым и Ией Шутелеевой.

– В Аургазинском районе Башкирии нашли курганы, датированные XVIII веком до нашей эры. Что вы можете рассказать о людях, живших в то время?

И. Ш.: Люди издревле населяли территорию Урала в целом и Башкирии в частности. Человеческая цивилизация, пройдя этап каменного, перешла в эпоху бронзового века. Именно тогда появились Древний Египет, Месопотамия, индийская цивилизация Моженджо-Даро и царства Древнего Китая. В это же время на тогда еще древней, не башкирской земле, страдали, любили и умерли в один день найденные нами прототипы шекспировских героев.

Н. Щ.: Ошибочно думать, что люди эпохи бронзы, жившие на нашей территории, были завзятыми дикарями. Напротив, человеческое общество было высоко стандартизированным и унифицированным. Территория центральной Башкирии интенсивно заселялась древними коллективами, представленными группами абашевской, срубной и алакульской культур. При исследовании поселенческих и погребальных памятников этого периода мы часто отмечаем однотипность древних жилищ и схожесть погребальных традиций и ритуалов.

– Где именно вы обнаружили древний курган?

Н. Щ.: В 35 километрах от районного центра Аургазинского района — села Толбазы. Еще в 2004 году мы нашли большой курганный могильник, состоящий из более чем 30 курганов, датированных XIX-XVIII веками до нашей эры. Сейчас исследованы только четыре курганных насыпи, но и здесь работы непочатый край, поскольку любые раскопки — дело трудоемкое и затратное. И только в августе этого года земля преподнесла самый яркий и неожиданный сюрприз.

– При раскопках курганов вероятность найти останки захороненных людей высока. Это всегда предсказуемо или без сюрпризов не обходится?

И. Ш.: Собираясь на раскопки, мы, конечно, надеялись найти золото. Потому что захоронения бывают разные: вместе с покойником закапывают предметы кухонной утвари, золотые украшения, даже животных. Но, хотя драгоценный металл и не обнаружили, результатом поисков остались более чем довольны.

– Речь идет о доисторических влюбленных? Или это не единственная удача?

И. Ш.: Они были, безусловно, самым ярким, но не единственным сюрпризом. И это нормально, особенно учитывая тот факт, что раскопки в Толбазах мы ведем уже несколько лет. В самом начале работы над курганом в центральном погребении археологи обнаружили мужской скелет 59-60 лет со сросшимися позвонками, скорее всего, человек страдал патологией тазобедренных суставов. То есть, был либо полностью обездвижен, либо значительно стеснен в движениях.

– Возможно ли определить по костям человека, жившего несколько тысяч лет назад, причину смерти?

Н. Щ.: Если смерть была насильственной, но костная ткань при этом не пострадала, сделать это практически невозможно. Что касается нашего погребенного, несмотря на прошедшие с момента захоронения четыре тысячи лет, криминалистам удалось совершенно точно установить, что причиной его гибели стал перелом основания черепа. К тому же, останки полностью покрыты тленом, а значит, тело несчастного подверглось посмертному расчленению. За что и почему с ним так жестоко расправились? Мы предполагаем ритуальное убийство, но пока ничего не можем сказать наверняка.

– Были ли признаки ритуального убийства и в других курганах, раскопанных вами?

Н. Щ.: Сложно сказать. Во втором кургане мы обнаружили погребение подростка, девочки лет 14. Согласно палеогенетической экспертизе, проведенной в Стокгольме, скорее всего, она умерла от перелома левой бедренной кости. Но было ли это убийство или несчастный случай, можем только гадать. Наиболее интересным фактом стало другое: проведенные генетические анализы абсолютно точно показали, что если остальные люди, погребенные в этом могильнике, были восточноевропейскими европеоидами, родственные современным русским, финнам и литовцам, то эта девочка, напротив, являлась представительницей западноевропейского архаичного европеоидного массива. Что привело ее или ее родителей на эту землю, пока что остается загадкой.

– Значит, финны и литовцы на территории современной Башкирии — это явление более привычное для того времени, чем представители европейской цивилизации?

Н. Щ.: Можно сказать и так. В целом, территория современной Башкирии в эпоху позднего бронзового века разительно отличалась от соседних земель, которые заселялись теми же племенами. Именно здесь, в башкирском Приуралье, произошло смешение этих культурных, а возможно и этнических групп, что привело к достаточно неожиданным последствиям. Это нашло отражение в погребальных обрядах: у нас начали появляться парные захоронения, к которым относятся и «Ромео» с «Джульеттой».

– Если толбазинские «влюбленные» не единственное парное погребение, которое вы нашли, чем они удивительны?

И. Ш.: Еще одно мы раскопали на поселении в 12-ти километрах от курганного могильника, но ранее парные захоронения в курганах не наблюдали никогда. А необычность первой найденной пары была в том, что мужчина-европеоид 32-35 лет похоронен вместе с 50-59–летней женщиной монголоидного типа, настоящей карлицей даже по тем временам, у нее рост достигал 155-159 сантиметров. «Ромео» и «Джульетта», надо сказать, ощутимо моложе.

Н. Щ.: Однако, проведенные в Стокгольме экспертизы показали, что, несмотря на морфологические признаки монголоидности у этой женщины, по своей гаплогруппе она является восточноевропейским европеоидом, лишенным каких-либо генетических примесей монголоидных компонентов.

И. Ш.: Трудно сказать, почему антропологическая и генетическая экспертизы разнятся в плане расы, ведь в вопросах возраста и пола они дали одинаковый результат. Да и по какой причине этих совершенно разных по возрасту, росту и расовой принадлежности людей похоронили вместе, тоже сложно объяснить. Ведь вряд ли они были мужем и женой, никто из нашей экспедиции даже не высказал такой догадки.

– Какие наиболее вероятные предположения о причине смерти «Ромео» и «Джульетты» у вас возникли?

Н. Щ.: Возможно, они умерли от болезни, а может быть, все же это было ритуальное убийство. В древности имели место такие факты: чтобы отогнать от себя голод и прочие беды, выбирали лучших парня и девушку и приносили в жертву высшим силам. Убивали, расчленяли, а останки хоронили по периметру жилищ или поселения. Считалось, что в этом случае духи смилостивятся над людьми и даруют им спокойную и сытую жизнь.

И. Ш.: Также обычными считались ритуальные захоронения младенцев под полом жилища — в Аургазинском районе мы нашли два таких. Причину смерти одного из них определили достаточно точно: у него был отит среднего уха и, видимо, нагноение пытались выскоблить металлическим предметом. Вероятно, что именно от этого оперативного вмешательства ребенок и умер.

– Значит, в те далекие времена представление о медицине уже имелось?

Н. Щ.: Вы правы. Этот факт свидетельствует о том, что наше древнее население не являлось таким уж диким и невежественным, если понимало причину болезненных ощущений и знало возможные способы их устранения, причем достаточно сложные с технической точки зрения.

– Вы говорили о странностях, связанных с раскопками. Кроме парных захоронений еще что-то вас удивило?

Н. Щ.: Мы заметили, что все обнаруженные погребения на поселении в Толбазах представляют собой равносторонний треугольник, в вершинах которого и располагаются погребенные. Возможно, мы имеем дело с каким-то особенным ритуалом или же это просто случайность.

И. Ш.: Кроме того, один из курганов, которым начали заниматься в 2012 году, сильно усложнил нашу научную жизнь. Вся курганная насыпь была выложена камнями, ими же были заполнены и могильные ямы. Однако единственной находкой в насыпи кургана стала отрубленная правая лапа собаки, а в могильных ямах мы не обнаружили вообще ничего. И после длительного изучения пришли к выводу, что все это кенотафы — священные могилы. Мы сделали фосфатный анализ почвы в последнем из обнаруженных курганов. По периметру (8 на 10 метров) он весь вымощен камнем — как показал анализ, это делалось вручную.

Н. Щ.: Все дело в том, что к чему бы ни прикасался человек, он оставляет следы фосфора; так вот, эти следы в кургане повсюду. При его постройке люди руками рыли землю до глины на глубину в 70 сантиметров и насыпи делали уже на глиняной основе. Также при раскопках смутило белое вещество, в больших количествах обнаруженное в курганах и поселениях, которое при детальном анализе оказалось обыкновенном гипсом, принесенным сюда древними строителями. Они делали из него кирпичи для своих жилищ (полутораметровые стены из гипса довольно неплохо сохранились), но оказывали себе этим медвежью услугу: гипс попадал в воду, превращая ее в жесткую и соленую, что, конечно, плачевно отражалось на здоровье.

– Судя по вашим словам, деньги на необходимые исследования у археологов есть.

Н. Щ.: Деньги на исследования нужны огромные, но в этот раз фортуна улыбнулась — экспедиции удалось обойтись малыми тратами. Конечно, для того, чтобы хоть что-то рассказать о скелетах из кургана, нам нужно было провести несколько экспертиз, самая дорогая из которых — палеогенетическая. Это совершенно новый метод, позволяющий выделить из древних тканей палеогены. Всего пять лабораторий в мире делают подобный анализ; в России это Институт цитологии и генетики СО РАН, мы же остановили выбор на Швеции. Так получилось, что археологи из Уфы стали не только единственными из нашего региона, запросившими такую экспертизу, но и вообще первыми, обратившимися к шведским коллегам с подобной просьбой. Узнав о нашей необычной находке, шведы были чрезвычайно заинтересованы, еще и потому, что никогда раньше не делали данную экспертизу для территории Южного Приуралья и Поволжья. Поэтому, как первым заказчикам, для нас все исследования иностранные коллеги провели бесплатно. Это был настоящий подарок.

– Почему все скелеты в курганах лежат сгорбленные, с прижатыми к телу руками и ногами?

И. Ш.: Захоронения людей в позе адорации (эмбриона) по сей день обнаруживают во многих племенах, находящихся на определенном уровне развития. Те же самые приметы мы наблюдаем в курганах Аургазинского района. Еще один любопытный факт: по результатам анализов, которые пришли из Швеции, нам удалось установить степень родства всех погребенных.

– Значит, толбазинские «влюбленные» на самом деле тоже родственники друг другу?

Н. Щ.: Нет, о них пока речи не идет. До конца 2014 года, пока не пришли результаты заключительной экспертизы из Швеции, утверждать что-либо еще рано, можно только строить предположения. Например, что эта пара — мужчина с женщиной. Все-таки 4 тысячи лет прошло, кости сохранились плохо.

И. Ш.: Первое предположение, высказанное вслух одним из наших коллег-археологов, было, что предполагаемые влюбленные умерли во время любовных утех. Хотя слишком абсурдно, мы решили, поза не та.

Н. Щ.: Сами мы уже составили первые выводы об уникальной находке. Женщине 20-24 года, мужчина старше. Сначала в могилу положили ее, потом его — немного сверху. Судя по всему, лежала пара на циновке, под головами были подушки. Но это совсем не значит, что «застукали их на кровати». Подушки и циновка — нормальные по тем временам атрибуты захоронения. Тем более, лежала парочка в деревянном ящике (элемент «срубной культуры»), о чем можно было судить по остаткам каркаса. Трупы перед захоронением были связаны — это делалось для того, чтобы придать нужную позу покойнику (позу адорации). Как и другие скелеты, они ориентированы головами на северо-восток, в то время это мог быть истинный север.

И. Ш.: Пусть золота мы и не нашли, тем не менее, наши «Ромео» и «Джульетта» стоят любых сокровищ. Ведь парные захоронения не свойственны этому периоду времени и этим культурам, повторюсь, если только захоронения не были ритуальными. Но в этом случае людей все равно не хоронили в курганах, их, как уже говорили, либо расчленяли и закапывали по периметру селения, либо просто хоронили неглубоко, на окраине села.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

46